Советы музыкального руководителя
Роль семьи в музыкальном развитии детей дошкольного учреждения
Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. Ещё древние знали, что музыкальное искусство обладает лечебным эффектом!
Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность души. Человек с тонкой, эмоциональной душой (натурой) не может забыть горя, страдания, несчастья другого человека, совесть заставит его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка. Если Вы хотите, чтобы сердце Вашего ребёнка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку. Учите его, учитесь вместе с ним!
Возможно, некоторые советы помогут Вам и Вашему ребёнку войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства!
Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое.
Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно постараться очень внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до самого её завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду! Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство, новое настроение, возможно, прежде никогда в жизни не испытанное. На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слежения слухом за звуками ещё не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано.
Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения. Слушание музыки позволяет познакомить детей со значительно более сложной музыкой по сравнению с той, которую они сами исполняют. Слушание дает возможность услышать музыку разных жанров, форм, стилей, эпох в исполнении известных исполнителей и композиторов. Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи. Определите, делают ли эти звуки исполнение музыки выразительнее. Это может быть вокальная музыка (для голоса) или инструментальная (которая исполняется на различных музыкальных инструментах). Конечно, слушать вокальную музыку легче. Текст всегда подскажет, о чём хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться. В инструментальной музыке слов нет. Но от этого она не становится менее интересной.
Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребёнка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех. Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов.
Каждый человек, родившись, получает от матушки — природы драгоценный и великий дар –особого качества музыкальный инструмент – ГОЛОС. Необходимо лишь научиться правильно владеть этим инструментом. Обучать ребёнка пению лучше всего используя для этого свой собственный голос. Помните, что объем детского голоса невелик.
Голосовые связки у детей тонкие и хрупкие. Поэтому весь голосовой аппарат ребёнка требует очень осторожного и бережного обращения.
Пение — основное средство музыкального воспитания. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. Текст песни помогает им понять содержание музыки и облегчает усвоение мелодии. Мелодию с голоса дети воспринимают легче, чем при исполнении на фортепиано, когда сложный аккомпанемент затрудняет восприятие.
Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.
Вот несколько советов, которые могут оказать помощь вашему ребенку в овладении навыками выразительного пения.
Для того, чтобы подготовить ребенка к пению, используйте артикуляционную гимнастику, которая помогает устранить напряжение и скованность артикуляционных мышц; разогреть мышцы языка, губ, щёк, челюсти; развить мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию. Очень полезны развивающие игры с голосом – подражание звукам окружающего мира: человеческому голосу, голосам животных, звукам неживой природы. Звукоподражания очень выразительны, поэтому игры звукоподражательного характера помогают сопоставлять и воспроизводить интонации различной высоты. Можно использовать и ритмодекламации – чёткое произнесение текста или стихов в заданном ритме, основная цель которого заключается в развитии музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения.
Содержание песен должно отражать круг интересов ребёнка.
Просмотрев текст, прочитайте его выразительно вслух и найдите сложные для понимания слова, словосочетания, фразы (обязательно в дальнейшем нужно объяснить их значение ребёнку).
Обратите внимание на протяженность музыкальных фраз. Помните, что темп дыхания у детей более частый в сравнении с дыханием взрослого. Продолжительность фраз, которая представляется нам естественной, может оказаться неудобной для детского исполнения. Фразы детских песен должны быть короткими, чтобы ребёнку не приходилось разрывать их в процессе пения для нового вдоха. Объем звуков мелодии песни не должен превышать возможностей певческого диапазона голоса ребенка.
У детей 6 -7 лет он составляет октаву, а именно 8 звуков. Ваше первоначальное исполнение песни должно быть ярким, выразительным.
Только при этом условии у ребёнка появится интерес и желание выучить песенку. Даже если песня очень понравилась и Вам, и ребёнку, определите, справится ли с ней ребёнок, соответствует ли она возможностям его голоса. И если песня не отвечает особенностям возраста Вашего ребёнка, пение её может принести большой вред.
Самое главное в обучении пению – это не требовать от детей чёткого выполнения интонационных требований. Интонация будет развиваться со временем, параллельно музыкальному слуху. Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, тем радостнее его новые встречи с музыкой
Музыкотерапия в учреждении дошкольного образования и семье
Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.
Термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.
Музыкотерапия — это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
С древних пор музыка использовалась как лечебный фактор. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали музыку для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния музыки, пытаясь определить ее роль как в восстановлении функций организма, так в формировании духовного мира личности. Известно, что уже Гиппократ и Пифагор специально «прописывали» своим больным курсы лечения музыкой, достигая высоких целительных эффектов!
«Музыка – это лекарство, которое слушают»
Музыкотерапия – это контролируемое использование музыки в коррекции психоэмоциональной сферы ребёнка.
Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.
Различают:
— активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки, словесный комментарий)
— пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии.
Непосредственное лечебное действие музыки на нервно-психологическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии.
Музыкотерапия позволяет решить ряд проблем:
— преодолеть психологическую защиту ребенка – успокоить, или наоборот, настроить, активизировать, заинтересовать, установить контакт между взрослым и ребенком, помогает развивать коммуникативные и творческие возможности ребенка, занять его увлекательным делам – музыкальными играми, пением, танцами, движениями под музыку, импровизацией на музыкальных инструментах.
Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психо-гимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:
- звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;
- духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;
- музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью;
- струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;
- вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.
Наше дыхание ритмично. Если мы не выполняем тяжелые физические упражнения и не лежим спокойно, то обычно делаем в среднем 25-35 вдохов в минуту. Замедлив темп музыкального произведения, можно сделать дыхание более глубоким, спокойным.
На музыку реагирует и температура тела. Громкая музыка с сильными ритмами может повысить температуру на несколько градусов и согреть в холод, в то время как мягкая музыка способна «охладить» нас.
В детском саду и дома музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко.
Музыка должна прослушиваться детьми- дозировано, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей:
- утром рекомендуется включать солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом;
- для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются;
- пробуждению детей после дневного сна поможет тихая, нежная, легкая, радостная музыка. Детям легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности.
Для чего нужна музыка в учреждении дошкольного образования
Мы хотим познакомить вас с тем, как осуществляется музыкальное развитие ваших детей; что для этого делается в стенах учреждения дошкольного образования; какие созданы условия и как это выглядит изнутри.
Мы хотим познакомить вас с тем, как осуществляется музыкальное развитие ваших детей; что для этого делается в стенах учреждения дошкольного образования; какие созданы условия и как это выглядит изнутри.
Но сначала хотелось бы рассказать о том, как организована работа по музыкальному развитию.
Музыкальное воспитание в нашем учреждении осуществляется с раннего возраста, практически с первых дней пребывания ребенка в группе и до выпускного вечера в старшей группе. В соответствии с расписанием, музыкальные занятия проводятся два раза в неделю. Кроме этого проводятся дополнительные групповые и подгрупповые, индивидуальные занятия.
Основные задачи музыкального воспитания:
— развивать музыкальные и творческие способности детей (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;
— формировать начало музыкальной культуры, способствовать развитию общей духовной культуры.
Перечисленные задачи решаются через 4 вида музыкальной деятельности:
— пение — это основной вид музыкальной деятельности в детском саду;
— музыкально — ритмические движения — это различные упражнения, танцы, игры;
— слушание музыки – классической, современной, народной;
— элементарное музицирование.
С развитием музыкальных способностей у детей развиваются и специфичные для каждого вида деятельности навыки и умения. Детство является периодом, наиболее благоприятным для становления музыкальных способностей, упущение которого невосполнимо. Музыкальные способности, как и любые другие, формируются и развиваются в деятельности.
Наряду с собственно музыкальной работой, музыкальный руководитель, как педагог, проводит с детьми большую образовательную работу, направленную на их интеллектуальное и нравственное развитие. Эта работа, благодаря эмоциональной сущности музыки, оказывается подчас более эффективной, чем проводимое в других условиях прямое обучение и назидание.
Для чего же нужна музыка в раннем детстве?
Все начинается с детства, в том числе и культура – и общая, и художественная, т.е. связанная с приобщением к искусству. Её основы закладываются уже в детском саду, на занятиях музыкой, рисованием, художественной литературой, театром.
Детский сад беднеет и «гаснет», если дети лишаются даже одного из этих видов занятий, каждый из которых вносит свой уникальный вклад в общее и художественное развитие ребенка. Велико влияние искусства и художественного образования на человека в период его становления.
Прежде всего, нужно сказать о значении музыки в развитии эмоциональной сферы личности.
Известно, что эмоциональная сфера является ведущей в психическом развитии в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, развитии его высших психических функций, регуляции поведения. Известно также, что гармония личности ребенка возможна только при условии нормального, синхронного развития двух основных сфер его психики – интеллектуальной и эмоциональной, при условии «единства интеллекта и аффекта» … Умение слышать, распознавать и воспроизводить музыкальные элементы в комплексе (мелодика, ритмика, сопровождение и т.д.) – очень сложная координационно-интеллектуальная задача.
У каждого явления на Земле есть своя неповторимая и уникальная миссия. Есть она и у музыки. Миссия музыки состоит в том, чтобы помогать человеку приводить свой внутренний мир в состояние гармонии, равновесия, радости и полета, а также служить средством общения.
Известный психолог Л.С.Выготский писал о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувства), наблюдавшегося у его современников и связанном с воспитанием, направленным на логическое и интеллектуальное поведение, не потеряло актуальности и в наше время, когда «обесчувствованию» способствует технологизация жизни.
Замыкаясь на телевизоре, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, поэтому работа по развитию эмоциональной сферы очень актуальна и важна.
Праздники в учреждении дошкольного образования
И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников, которые также называют утренниками. Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям представляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания. Но утренники в детском саду устраиваются не только для того, чтобы порадовать родителей и воспитанников, погрузив их в атмосферу праздника. Есть и другие, более важные цели и причины.
Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском утреннике. Кроме того, вы можете оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.
Надо сказать, что на утренники в ясельных группах родителей могут и не пригласить, потому что малыши нередко реагируют слезами на появление родителей и теряют весь интерес к празднику.
Проводятся праздники – Новый год, 8 марта, Выпуск в школу, сезонные развлечения, народные праздники и другие, которые способствуют всестороннему развитию детей.
Если вашему ребенку досталось домашнее задание к празднику в виде стихов, которые нужно выучить, то постарайтесь обыграть этот момент так, чтобы ребенок воспринял это, как развлечение, а не как что-то обязательное. Лучший способ выучить что-то наизусть – в многократном повторении, но ваша задача – сделать это ненавязчиво.
Если у малыша что-то не получается, не показывайте своего раздражения или беспокойства, потому что дети впитывают наши эмоции, как губки. Если же ребенок категорически не хочет рассказывать стихотворение на утреннике, потому что стесняется или потому что не может запомнить стишок, скажите об этом воспитателю, иначе праздник в детском саду превратится для ребенка в наказание.
Выхаванне высокіх маральных пачуццяў і мовы выхаванцаў
Выхаванне высокіх маральных пачуццяў і мовы выхаванцаў
Выхаванне на каранях нацыянальных традыцый немагчыма без зносін на роднай мове і ведаў аб сваёй краіне не толькі з боку выхавацеля, але і бацькоў. Таму фарміраванне патрыятычных пачуццяў, развіццё беларускага маўлення адбываецца больш эффектыўна, калі педагогі устанаўліваюць цесную сувязь з сям’ёй . Неабходнасць уключэння сям’і да працэссу азнаямлення дашкольнікаў з сацыяльным акружэннем, роднай мовай тлумачыцца асаблівымі педагагічнымі магчымасцямі, якімі валодаюць бацькі, што не можа замяніць дзіцячы сад: любоў і прыхільнасць да дзяцей, эмацыянальна-пачуццёвы бок зносін, іх грамадскі, а неэгаістычны, накірунак. Гэта і дае спрыяльныя ўмовы для выхавання высокіх маральных пачуццяў і мовы выхаванцаў. Мы абапіраемся на бацькоў не як на памочнікаў, а як на раўнапраўных удзельнікаў фарміравання дзіцячай асобы. На канкрэтных прыкладах, фактах з жыцця сям’і праводзім работу па азнаямленню з роднай старонкай.
Кожны дзень дзіцяці ў дашкольнай установе павінен быць напоўнены радасцю, усмешкамі, добрымі сябрамі, вясёлымі гульнямі. А гульня – самая любімая дзіцячая дзейнасць, мы ўключаем гульні на беларускай мове (пераважна беларускія народныя) з дыялогамі: “Бабка Ёжка”, “Вожык і мышы”, “Адгадай, чый галасок”, гульню “Схавай рукі” з пацешкай “Сонейка” і г.д., песні “Знайшоў коцік паясок” абыгрывалі з нацыянальным поясам, хавалі, а той, хто ў крузе адгадваў у каго і г.д., гульні-імітацыі з забаўлянкамі “Кукарэку певунок” і “Ягорачка” і г.д., у працэсе гульні дзеці запаміналі словы. Забаўлянку “Кую, кую ножку” мы развучвалі на музычным занятку з логарытмікай. Так паступова ўвадзілася беларуская мова ў розныя віды дзейнасці дзяцей з мэтай развіцця ў малых першапачатковых навыкаў разумення мовы, умення паўтараць за выхавальнікам і, па меры магчымасці, самастойна ўзнаўляць узоры беларускага маўлення (асобныя словы, кароткія пацешкі, песні, лічылкі), што служыла фарміраванню ў іх пачуцёвай асновы руска-беларускага двухмоўя.
На працягу года запланавана праслухоўванне мастацкіх твораў ужывую і на аўдыяносьбітах, разыгрыванне знаёмых казак з дапамогай тэатраў (лыжак, пальчыкавага, настольнага, і г.д.). Восенню ладзілі для бацькоў беларускую народную казку “Чых — пых”, на зімовых канікулах ставілі для дзяцей “Калядную казку” з беларускімі абрадамі і песнямі, дзецям вельмі спадабалася. Вясной запланавана свята “Масленца”- з танцамі, карагодамі, прымаўкамі і прыкметамі пра вясну, заклікальнымі песнямі.
ПАЛЕЗНА распавядаць дзецям інфармацыю на роднай мове пра сваю вуліцу, інфармацыю пра знакамітых людзей, у гонар якіх назвалі вуліцы. Таксама часцей гуляць па гораду і звяртаць увагу на помнікі, архітэктуру нашага горада, чытаць на нач беларускія казкі, а раніцай разам з дзецьмі ўспамінаць пра што яны. Прапануем некалькі гульняў:
“Птушкі ляцяць”. Дарослы называе словы. Дзеці махаюць рукамі, калі прадмет лятае і не рухаюцца, калі не лётае. Напрыклад: птушкі ляцяць, званочкі, канапа, мухі, жабы, пчолы, самалёты, дзьмухаўцы, рамонкі, дываны…
“Нос, нос, лоб”. Дарослы паказвае на розныя часткі свайго цела, а дзеці павінны правільна паказваць тое, што ён называе і не заблытацца.
ПАСЛУХАЙЦЕ перад сном калыханку, пагуляйце ў славесныя гульні. Гэта так збліжае ВАС, і так патрэбна нам!
Ніякія заняткі не дадуць станоўчых вынікаў, калі самі дарослыя не будуць ганарыцца сваёй краінай, сваім народам, мовай, горадам. Адносіны бацькоў да роднай мовы і фальклору, іх ужыванне ў выхаванні дзяцей, вельмі розныя, таму галоўная наша задача — паказаць, якая наша мова мілагучная, краіна — самабытная, а людзі — талерантныя.