Детский сад №161 г. Гомеля

Официальный сайт

Советы дефектолога

«Чтобы четко говорить нужно с пальцами дружить!»

Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать,  гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследование, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный («трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Поэтому, если Вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

        Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.

        Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

       Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры  и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Пальчиковая гимнастика.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх — потешках. Самый известный вариант такой игры — «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

Моя семья

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки) Капуста

Что за скрип?   (сжимаем и разжимает кулаки)

Что за хруст?   (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан).

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим…(щепотками)

Мы капусту жмем, жмем. (сжимаем и разжимаем кулаки)

         На выставке мы представили Вам многообразие литературы о значении и содержании пальчиковой гимнастики. Подборку  некоторых игр для работы с детьми мы для Вас подготовили (приложение А).

        Развитию кисти  и пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но  и разнообразные действия с предметами. Предлагаю Вам ряд игр с такими предметами.

Игры с пуговицами

        Подберите   пуговицы разного размера и цвета. Попробуйте выложить рисунок, дома Вы можете попросить малыша сделать такой же. После того, как ребенок научится выполнять задание,  предложите ему придумать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить цветок, неваляшку, снеговика, бабочку, мячики, бусы и т.д.  

Пуговицы можно нанизывать и на нитку, изготавливая бусы.

Игры с сыпучими материалами

  1. Насыпаем в емкость горох или фасоль. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая: «Месим, месим тесто, Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи».   Или:

«Мы тесто месили,

Мы тесто месили,

Нас тщательно все промесить попросили,

Но сколько не месим

И сколько не мнем,

Комочки опять и опять достаем.

  1. Насыпаем в кружку сухой горох. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Можно подобрать любые четверостишия, например:

«Зашагали ножки: топ-топ-топ,

Прямо  по дорожке: топ- топ- топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ,

Вот как мы умеем: топ- топ- топ».  

  1. Насыпаем горох на блюдце. Большим и указательным пальцами берем горошину и удерживаем ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще — так набираем целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
  2. Рисование по крупе. На яркий поднос тонким равномерным слоем рассыпьте мелкую крупу. Проведите пальцем ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т.д).
  3. В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается наощупь определить и достать только горох или только бобы. 

Игры с пробками от бутылок

        Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы».

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Если пробки просверлить посередине — можно использовать тоже для нанизывания бус.

Игры с прищепками

  1. Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

  1. Представьте вместе с малышом, что прищепки — это маленькие рыбки, а кружочек или квадратик, выполненный из картона — это кормушка. Ну а малышу надо помочь рыбкам пообедать, то есть, прикрепить их по периметру фигуры. Очень интересно для детей «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона и т.д.
  2. Ну и, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление  их прищепками. Это несложное задание даже для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

 Можно сопровождать работу проговариванием стишка:

«Прищеплю прищепки ловко Я на мамину веревку».

Игры с пинцетом и пипеткой.

Такими играми можно занять ребенка на длительное время. То, что для нас, взрослых, кажется таким простым и неинтересным, увлекает ребенка и,  вместе с тем, развивает его моторику.

Игры с бусинами, макаронами

Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все,  что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки и т.п.

Бусины можно сортировать по размеру, цвету, форме.

Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют  навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

Аппликация

         Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Если ребенок еще мал, и вы опасаетесь дать ему ножницы, пусть рвет руками картинки из журнала или газеты — как получится; а вы будете наклеивать вырванные кусочки на чистый листок, придавая им какую-либо форму. Может получиться осмысленный коллаж. С 3-х лет (иногда и раньше) можно учиться вырезать ножницами, главное чтоб они были безопасными, с закругленными концами. Для начала удобней вырезать геометрические формы и фигурки из всё тех же цветных журналов, и клеящим карандашом, закреплять их на листе. Игра на вырезание узоров из в несколько раз сложенных листочков бумаги имеет неоспоримое преимущество. Как бы ни коряво вырезал ребенок, все равно получиться узор, отдаленно напоминающий снежинку или звездочку.

Работа с пластилином

          Лепить из пластилина можно начинать уже в 2 года, главное подбирать доступные задания и не забывать мыть руки. Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. Можно надавить на нашу лепешку настоящей монеткой, чтобы получить отпечаток.

Кусочки пластилина

Катает наша Зина,

Шарики, колбаски,

И оживают сказки,

Пальчики стараются,

Лепят, развиваются.

        Если пластилин по какой-то причине вас пугает, изготовьте для малыша соленое тесто. Игра доставит удовольствие вне зависимости от результата. Вот рецепт: мука — соль- вода- подсолнечное масло. Мука и соль берется в одинаковом количестве, а воды на треть меньше (например, на стакан муки стакан соли, 2/3 стакана воды, ст. ложка масла). Перемешать и замесить. Если лепится плохо, добавить воды. Тесто может долго храниться в холодильнике в целлофановом пакете. Чтобы вылепленные фигурки стали твердыми, запекайте их в духовке, чем дольше, тем лучше. Затвердевшие фигурки можно будет раскрасить красками. Всякий раз, когда вы готовите настоящее тесто, давайте кусочек полепить и малышу.

      Такие игры способствуют развитию мелкой моторики, процессов ощущения, расслабляют ребенка, снимают эмоциональное напряжение.

Рисование

        Рисование  — одно из самых любимых занятий всех детей. Чем чаще ребенок держит в руках кисточку, карандаш или фломастер, тем легче ему будет  в школе выводить первые буквы и слова.  Предлагайте детям разнообразные задания: это использование книжек –разукрашек, рисование  пальцами на стене в ванной, используя обычные краски, дорисовывание, штриховки, игры – обводки. Обводить можно все, что попадется под руку: дно стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь, ложку и т.д. Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Существует множество фабричных игр – обводок.

        Если ваш ребенок крайне неохотно рисует кистью, предложите ему порисовать пальцами. Можно рисовать одним, двумя, а можно сразу всеми пальцами одновременно: каждый пальчик опускается в краску определенного цвета, а потом по очереди ставится на бумагу. Так получается салют или бусы или еще что-нибудь. В наше время предлагаются в магазинах специальные пальчиковые краски.

Очень необычно рисовать пористыми губками, маленькими резиновыми мячами с шершавой поверхностью. Дети с удовольствием используют так называемые «печатки».

       Очень надеемся, что мы смогли Вас убедить в значимости развития руки для ребенка дошкольного возраста и в том, что совместными усилиями мы поможем  нашим детям тренировать руку, способствовать развитию высших психических функций, развитию пространственных ориентировок.

Для того  чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить малыша.

Играть с пальчиками рук можно  дома, в гостях, на улице, в транспорте, в песочнице и т.д.

       Предлагаем Вашему вниманию памятку о разнообразии предметов для развития мелкой моторики (приложениеБ).

       Будем рады вашему участию в общесадовском конкурсе по изготовлению дидактического пособия для развития мелкой моторики у детей.

Большое спасибо за активное участие!

ПРИЛОЖЕНИЕ  А Упражнения с пальчиками

1.Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг, в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул. (поочередно загибаем пальчики)

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди! (пальцем правой руки грозим оставшемуся пальчику)

Встали пальчики. Ура!  (разжимаем кулачок)

В детский сад идти пора!

2.Быстро тесто замесили,

На кусочки разделили,  (1-2 строчки – имитируем замес теста и разделку его на кусочки)

Раскатали все кусочки   (раскрытыми ладонями с сомкнутыми пальцами делаем движения вперед- назад по поверхности стола)

И слепили пирожочки  (защипываем «пирожки» кончиками пальцев обеих рук)

Пирожки с вареньем

Всем на удивленье   (прикладываем ладонь к ладони, лепим «пирожки)

3.Нарядили ребятки

Свои пальцы в перчатки.   (растопыриваем пальцы обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять –

Надо всех пересчитать.  (поочередно сгибаем все пальцы)

Десять пальцев — как отряд,

И костюму каждый рад. (сжимаем и разжимаем кулаки)

Стать сильными стараются,

Спортом занимаются.

4.Разотру ладошки сильно       (растираем ладони)

Каждый            пальчик            покручу            …           (захватывают каждый            пальчик            у            основания и выкручивающим   движением доходят до ногтевой фаланги)

 (затем руки я помою… («моют руки») пальчик в пальчик я вложу…  (пальцы складывают в «замок») на замочек их закрою и тепло поберегу.

Выпущу я пальчики –

Пусть бегут, как зайчики  (расцепляют пальчики и перебирают ими).

5.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю-

Всех я вас приветствую!

На первые четыре строчки пальцы одной руки по очереди «здороваются» с пальцами другой, похлопывая друг друга кончиками. На пятую и шестую строчки ладошки крепко жмут друг друга.

Комарики

Читайте малышу потешку, сопровождая ее действиями:

Дарики-дарики,   (хлопаем в ладоши)

Вот летят комарики, З-з-з!  (складываем пальцы рук в щепоть)

Вились, вились, (вращаем кистями рук)

Вились, вились, Раз! И в ушко (носик, ручку) нам вцепились!

(пощипываем малыша за ушко).

Попросите ребенка побыть «комариком».

Сапожник

Имитируйте движения, совершаемые при забивании гвоздей: пальцы одной руки держат гвозди, другой — молоток. При этом читайте стихотворение:

Мастер, мастер,

Помоги — Прохудились

Сапоги.

Забивай покрепче

Гвозди —

Мы пойдем сегодня

В гости!

Игра способствует развитию мелкой моторики,  координации движений.

Упражнение с карандашом

(лучше использовать карандаш – шестигранник)

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу. Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Дружные пальчики

(немецкая народная игра)

Сожмите в кулак пальцы одной руки. Читая немецкую народную потешку, медленно по одному разгибайте их, начиная с мизинца.

В конце игры снова поочередно сожмите пальцы в кулак, большой палец — сверху.

Этот мальчик маленький, Мизинчик удаленький. Безымянный — кольцо носит, Никогда его не бросит. Ну а этот — средний, длинный,

Он как раз посередине. этот — указательный,

Пальчик замечательный.

Большой палец, хоть не длинный,

Среди братьев самый сильный.

Пальчики не ссорятся, Вместе дело спорится.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б.

Памятка для родителей

Детям дошкольного возраста для развития мелкой моторики необходимо предлагать:

  1. Упражнения с массажным шариком (из су-джок терапии), грецкими орехами, карандашами, ручками, фломастерами.
  2. «Танцуйте» пальцами и хлопайте в ладоши тихо и громко, в разном темпе.
  3. Используйте с детьми различные виды мозаики, конструкторы (железные, деревянные, пластмассовые), игры с мелкими деталями, счетными палочками.
  4. Организуйте игры с пластилином, тестом.
  5. Попробуйте технику рисования пальцами. Можно добавить в краски соль или песок для эффекта массажа.
  6. Используйте цветные клубочки ниток для перематывания, веревочки различной толщины и длины для завязывания и развязывания.
  7. Включите в игры разнообразный природный материал (палочки, веточки, шишки, скорлупки, початки и т.д.).
  8. Занимайтесь с детьми нанизыванием бусин, бисера, учите расстегивать и застегивать пуговицы, кнопки, крючки, молнии.
  9. Давайте детям лущить горох и чистить арахис.
  10. Запускайте пальцами мелкие волчки.
  11. Складывайте матрешку, играйте с различными вкладышами.
  12. Режьте ножницами.

Дорогие Родители!

Вызывайте положительные эмоции у ребенка! 

Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Как интересно!», «Вот, здорово!», «Давай помогу!», «Красота!» и т.д.

Помните, что бы вы не создавали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и малыша, и Вашем.

«Послушные буквы:

использование системы упражнений

по запоминанию и различению букв»

 Подготовила

Учитель-дефектолог

Дубина С.В.

 Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их?

На первоначальном этапе запоминания букв лучше не углубляться в понятия «звук- буква».

Нужно говорить о буквах, произнося их звуками : не «бэ», а «б», не «эр», а «р».

При этом  произносить их быстро и кратко. Так ребенок быстрее овладеет навыком слияния звуков (букв) в слоги.

При изучении букв не нужно использовать азбуки, в которых буква подкреплена только одной картинкой, так как при узнавании буквы ребенок сначала вспоминает картинку, а потом уже название буквы, а иногда и только картинку.

 Придумывая с ребенком слова с заданного звука, называйте несколько слов, а не одно, чтобы буква не ассоциировалась у него с каким-либо определенным предметом. Тренироваться выделять первый звук в слове лучше начинать со слов, где гласные «а», «о», «у», «э» в начале и под ударением (Аист, Ослик, Утка, Эхо и так далее).

 После этого можно попробовать выделять согласные, не участвующие в слоге-слиянии (к-рот , т-рактор и т. п.).

Игры, способствующие запоминанию букв.

 Игра «Покажи букву»  

Изобразить заданные буквы с помощью пальчиков, ладошек и всего тела. Выложить букву из любого материала:  шнурков, ленточек проволоки, счетных палочек, мозаики, бусин, пуговок, спичек, камушков, карандашей , лапши, конфет, сушек. А еще можно слепить из пластилина, соленого теста,  и нарисовать пальчиком и гуашью по бумаге или по крупе, рассыпанной на подносе тонким слоем.

Игра «Найди и назови букву»

Из картона вырезать буквы. Картонные буквы прикрепить к разным предметам в общей комнате или комнате ребенка, где вы с ним занимаетесь. Принцип прикрепления таков: с какой буквы начинается название предмета, такая и буква прикрепляется. Например: «шкаф» — «ш», «стол» — «с», «тумба» — «т», и так далее. Можно некоторые буквы оставить мамы, папы, брата. Например: «Алла» — «А», мама, «Коля» — «К», папа, нарисовать портреты родственников к этим буквам. Очень полезно находить в окружающей обстановке предметы , похожие на буквы, а также дорисовывать буквы, «превращая» их. Буква «с» похожа на месяц, «о»- на обруч, «п» -на ворота. Можно находить знакомые буквы в вывесках на улице, в книгах с крупным шрифтом.

 Игра «Архитектор»

Приготовить карточки из бумаги и на каждой карандашом нарисовать контур буквы, а ребенок пусть ее раскрасит . Каждую карточку разрезать на 2-4 части  и перемешать, а ребенка попросить сложить букву и назвать ее.

Игра «Дорисуй букву» Для каждой буквы создается образ. Например, букве «а» дорисуем трубу, двери, окно — получится «дом». Буквы должны быть крупные.

Игра «Узнай букву» Ребенок должен узнать и обвести буквы, написанные точками.

Игра «Что неправильно» Ребенок находит буквы в ряду, которые написаны неправильно.

Игра «Найди и подчеркни» Предложите ребенку найти и подчеркнуть( обвести кружком) определенную букву в тексте. Можно использовать для этой игры  ненужные газеты, рекламные листы. Шрифт должен быть крупным .

 Игра «Алфавитный  дартс» Повесить на стену плакат – азбуку. Бросая небольшой мячик в определенную букву, назвать ее.

Игра «Магнитная азбука» Прикрепить ее можно, например, на холодильнике и выполнить такие упражнения: «Угадай, какая буква», «Какой буквы не стало?», «Какая буква лишняя?», «С какой буквы начинается слово….»

Пишем буквы. Для того, чтобы выучить буквы можно их писать разнообразными способами:

  • Карандашами, мелками, ручками и фломастерами на листике бумаги
  • Можно писать буквы обычными красками, гуашью, а также пустить в ход пальчиковые краски
  • Мелом на улице во время прогулок
  • Мелом или специальными маркерами на мольберте
  • Вырисовываем буквы с помощью палочки на песке
  • Вооружаемся водным пистолетом и пишем мокрые буквы на тротуаре
  • Рисуем буквы пальцами в манной крупе или на муке, насыпанной на подносе
  • Пишем на стене во время купания при помощи зубной пасты или папиной пеной для бритья. Такой метод написания буквы малыш оценит и с удовольствием примет активное участие в написании, ведь это так интересно и весело.
  •  

Лепим буквы. Чтобы малыш запомнил буквы их можно лепить – из глины, пластилина, соленого теста. Кстати, игры с лепкой положительно влияют на мелкую моторику рук малыша и речь.

Разукрашиваем буквы.  Детям старшего дошкольного возраста можно распечатать буквы на листе формата А4 и предложить раскрасить. Детям помладше будет сложно разукрасить буквы, не выходя за линию. Так что для малышей можно вырезать буквы из листа бумаги или картона и предложить их разукрасить в тот цвет, который ему больше нравится.

Аппликация. Многие детки любят данный вид творчества, мои так всегда пищат от удовольствия, когда предлагаю сделать аппликацию. При изучении букв мы, конечно, аппликацию включили в наши занятия. Для разнообразия можно делать аппликацию не только из цветной бумаги, но и из макаронных изделий, круп, ракушек, камушков песка, выкладывая ими буквы.

 Журналы. Если у вас в квартире давно лежит стопка старых журналов и вы не знаете, что с ними делать – вроде бы не нужны, но выкинуть жалко, воспользуйтесь ими при изучении букв. Вместе с ребенком листайте журналы, находите самые красивые буквы, называйте их и вырезайте. Из вырезанных буквы можно попробовать складывать простые слова «папа», «мама», «кот», «киса», имя ребенка. Сколько радости это доставит ребенку – ведь он сам смог составить слово из букв.

 Говорящая азбука. В ассортименте магазинов много говорящих азбук, как книжками, так и плакатами. Мы остановили свой выбор на плакате, который повесили на дверь на уровне роста ребенка, чтобы дочка смогла в любой момент понажимать на кнопки. При выборе Говорящей азбуки обязательно обращайте внимание, чтобы она произносила не называние букв (бэ, вэ, гэ), а именно звуки (б, в, г). Иначе потом придется переучивать ребенка, когда придет время учить читать. При обучении буквам ребенка с помощью азбуки можно поиграть в такую игру – мама или папа называют буквы, а ребенок ее ищет на плакате.

 Ассоциации. Для деток постарше (4-5 лет) интересно изучать буквы с помощью ассоциаций.

Буква Д – похожа на дом, О – круглая, как колечко, С – похожа на полумесяц, а Е – на лесенку, Ё – с шишками на голове и т.д. Подключив фантазию для каждой буквы можно найти ассоциацию.

 Контуры букв. Можно предложить малышу обводить пальчиком контуры букв. Для этих целей можно приобрести специальную азбуку, у которой различная поверхность букв. Либо можно попробовать сделать такую азбуку самостоятельно. Если вы решили остановиться на втором методе, то нарисуйте буквы и сделайте различные текстуры: одну шершавую (к примеру, при помощи манки), другую мягкую (используйте мягкую ткань), третью выпуклую, четвертую гладкую, колючую, бархатную, пористую, из пенопласта и т.д. Можно повторять текстуры. Но чем больше разнообразия, тем лучше. После того, как все буквы будут готовы – приклейте их на картон. Когда алфавит будет готов – позовите малыша, возьмите его пальчик, обводите им буквы и называйте их.

 

«ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА В КРУГУ СЕМЬИ»

 Подготовила

Учитель-дефектолог Дубина С.В.

 Дыхательная гимнастика для развития детской речи

Дышите – не дышите! Оказывается, эта фраза, которая чаще всего ассоциируется с докторами, может помочь малышам в развитии речи. Что такое речевое дыхание? Как оно связано с развитием речи? Что такое дыхательная гимнастика? Какие существуют игры для развития речи детей и речевого дыхания?

Знаете ли Вы:

— что, когда мы говорим, ВЫДОХ – в 5-8 раз длиннее ВДОХА!

— что при обычном дыхании мы делаем вдох-выдох около 16-20 раз в минуту, а во время говорения – только 8-10 раз — что во время физиологического дыхания человек вдыхает 500 см3 воздуха, при речевом – 1000-1500 см3.

— что для речевого выдоха необходимо активное участие мышц, благодаря которому достигается нужная сила выдоха.

Оказывается, просто дышать, чтобы хорошо говорить недостаточно.

Речевое дыхание – процесс более трудоёмкий, требующий специальной подготовки. И тут на помощь приходит дыхательная гимнастика. Несложный комплекс дыхательных упражнений поможет развитию речевого дыхания Вашего ребенка.

 Итак, для начала тренируем длинный вдох и плавный длинный выдох.

Выдыхать длительно важно уметь и для произнесения гласных звуков и для согласных, а также для того, чтобы во время говорения не требовались вынужденные паузы для дополнительного добора воздуха.

Отличный способ потренировать длинный вдох – игра «Надувайся шарик».

Положите ручки малыша на свой живот, покажите, как он надувается, когда Вы дышите.

Предложите ребенку: «Давай шарик надуем (активно, шумно вдыхаете носом, малыш попробует сделать то же самое). Пшшшшшшшшш (плавно, довольно медленно)! Сдулся шарик. Давай ещё раз надуем!».

Затем дайте возможность и ребенку поиграть с «шариком»-животиком.

Упражнения дыхательной гимнастики, превосходно включаются в повседневные дела малыша. Можно что-нибудь остудить: чай, суп, кисель. Причем не только когда ребенок сам принимает пищу, но и в игре, для зайки, мишки. Можно что-нибудь посушить: ручки после мытья, рисунок, волосы кукле. Ваша фантазия только приветствуется. Можно кого-нибудь пожалеть: «Мишка упал, коленочку поранил. Давай зелёнкой (йодом) намажем. Ой, как щиплет. Надо подуть! (дуете) Всё, теперь не щиплет!»

ВНИМАНИЕ!  Не нужно заставлять ребёнка делать выдохи много раз! От этого может закружиться голова. 2-3 выдохов будет достаточно.

Далее тренируем умение выдыхать направленно.

Для произношения звуков важно не только умение длительно выдыхать и распределять выдох по времени, но и способность направить воздух по язычку в нужном направлении.

Для тренировки направленного выдыхания подойдут игры, описанные выше. Только воздух выдыхается не просто так, а с широкого язычка. Положите на нижнюю губу широкий язычок и подуйте на листочек с него. Получится не сразу, но обязательно получится! Масса веселья при этом гарантирована!

Положите ватку прямо себе на нос! Ребенку уже смешно. А если Вы ещё и подуете на неё с язычка!? Теперь дайте ребенку возможность сдуть ватку с носика самому! Это упражнение не только полезное, но и очень веселое!

Теперь потренируем длинный вдох и поэтапный выдох.

Налейте в тарелочку или тазик воды и опустите туда плавающую игрушку (рыбу, кораблик, уточку). Понаблюдайте с ребенком за игрушкой: «Смотри, как уточка плавает! Какой красивый у нее хвостик!» Подуйте на уточку – она поплывет быстрее! А теперь наберите воздух, но не выдыхайте сразу. Поддувайте прерывисто, как будто спускаетесь по лестнице, что-то вроде: «Ф-ф-ф-ф!». Крохи будут пытаться сделать это следом за Вами.

С этой целью можно использовать и машинки.  Найдите в коллекции карапуза ту, которая легко катится, и попробуйте сдвинуть её с места дыханием.

Тренируем силу выдоха.

 Эти упражнения более сложные, поэтому применять их лучше в последнюю очередь.

Воздушная струя должна быть достаточно сильной, чтобы разомкнуть преграду.

Вы можете поиграть с ребенком в лошадку. Учим лошадку издавать «лошадиные» звуки – смыкаем губы, вдыхаем носом и выдыхаем (без голоса) через губы так, чтобы они завибрировали. При этом получится очень смешной звук, что-то вроде «Прррррррр!» Ура! Лошадка «ожила».

С той же целью подойдет и любая игра, в которой нужно изобразить какой-либо транспорт: вертолет, самолет, трактор, машина – на вкус Вашего ребёнка.

Так же силу выдоха помогают тренировать следующие упражнения:

— Немного прикусите верхними зубами нижнюю губу, вдохните и выдохните через эту преграду без голоса. Получится звук «Фффффф!».

— Теперь сделайте то же самое, но уже с голосом. Получилось «Вввввввв»!

— Поднимите язычок в верхнее положение – к верхним альвеолам (бугорки за верхними зубами). Попробуйте произнести звук «Т» и одновременно сильно выдохнуть. Выйдет звук, похожий на моторчик «Трррррррр».

Делая дыхательные упражнения, не переусердствуйте. 

Обратите внимание, что:

  1. Не нужно делать все упражнения дыхательной гимнастики сразу! Это слишком тяжело для ребенка. Одного-двух вполне достаточно.
  1. Сами упражнения не стоит выполнять слишком долго! Постепенно увеличивайте длительность каждого упражнения.
  1. Если у ребёнка что-то не получается – не переживайте! Мы ведь тоже раньше не умели ходить, говорить, кушать ложкой. Научится! С Вашей помощью и поддержкой, конечно!
  1. Не забывайте об игре! Любая сказочная история, с введёнными в неё дыхательными упражнениями, поможет лучше, чем строгий голос и настоятельные просьбы!

 

«Игры для красивого произношения: использование речевых игр для расширения словаря дошкольников»

Учитель-дефектолог Дубина С.В.

Одевание детей на прогулку, раздевание после прогулки и перед сном, умывание, наблюдение, экскурсии – все эти моменты связаны с какими то реальными объектами, по поводу которых можно организовать разговор с детьми.

Необходимо научить ребенка вслушиваться в речь окружающих, отвечать, когда просят, не перебивать других.

Взрослый должен говорить четко, спокойно, комментировать действия ребёнка. Каждый однословный ответ ребенка нужно повторить в развернутой фразе. Во всех ситуациях, связанными с режимными моментами, следует учитывать индивидуальные и речевые возможности ребёнка.

Во время таких режимных моментов как одевание и раздевание хорошо закрепляются темы «Одежда», «Обувь», «Головные уборы», «Наше тело». С детьми можно проводить такие лексико-грамматические игры:

  1. «Подбери признак»: шапка (какая?) – новая, зимняя, красивая, меховая, детская, тёплая, красная.

Аналогично с другими предметами одежды и обуви.

  • «Что из чего?» (образование относительных прилагательных):

шуба из меха какая? — …    меховая.

Сапоги из кожи какие? — ….кожаные.

Пальто из шерсти какое? — ….шерстяное.

  • «Назови части»: просите показать и назвать части одежды, обуви.

Например: Что есть у пальто?

Ребенок отвечает: У пальто есть карман, лацкан, воротник, подол, рукава, капюшон.

  • «Что лишнее?» (развитие логического мышления, слухового внимания).

Взрослый называет три слова, ребёнок должен сказать что лишнее и почему.

-шапка, берет, туфли.

-сапоги, тапки, ботинки.

-свитер, кроссовки, брюки.

-рубашка, платье, юбка.

  1. «Узнай предмет по описанию» — взрослый описывает какой-то предмет одежды (обуви), а ребёнок должен узнать по описанию.

Например: Её можно носить зимой. Она тёплая, мягкая. У неё есть воротник, рукава, карманы, пуговицы. Она может быть длинной, короткой, детской.

Получается рассказ: Таня подошла к шкафчику, открыла его и достала шапку. Она надела её на голову. Потом она надела куртку и застегнула молнию.

  1. Игра «Наша одежда» (образование формы П.п. существительных).

Дети смотрят на свою одежду и говорят, как они одеты.

— Я пришёл в сад в белой рубашке.

— Я пришёл в сад в синих шортах.

— Я пришла в сад в красной юбке.

Во время такого процесса как умывание хорошо закрепляется тема «Наше тело». С детьми можно проводить такие лексико-грамматические игры:

  1. «Подбери признак»: мыло (какое ?) – гладкое, скользкое, белое, пахучее, душистое. Аналогично вода, полотенце, руки и т.д.
  2. «Подбери действие»: вода (что делает?) – льётся, струиться, капает, течёт.
  3. «Скажи ласково» (образование существительных с уменьшительноласкательными суффиксами) : мыло — …мыльце;

                                                          вода — …водичка и т.д.

  1. «Назови части тела» (Закрепить знания основных частей тела).

— Какие части тела есть на голове? (нос, уши, глаза, щеки, губы и т.д.).

— На руках и ногах? (пальцы, ногти).

  1. «Сосчитай пальчики» (Согласование числительных с сущ.): один палец, два пальца, три пальца, четыре пальца, пять пальцев.
  2. «Сосчитай и скажи» (Согласование числительных с сущ. в роде и числе).

-Сосчитайте и скажите, сколько у вас ног, пальцев, ушей, носов и т.д.

Две руки, две ноги … .

  1. «Закончи предложение» (работа с предложением: добавление недостающего слова).

Перед едой мы моем …   руки.

Зубной пастой чистим …   зубы.

Утром моем с мылом …   шею и уши.

На пальцах рук и ног состригаем …   ногти.

Благоприятным моментом для развития связной речи является приём пищи. Можно использовать следующие речевые игры, которые закрепляют содержание следующих лексических тем «Овощи», «Фрукты», «Продукты питания», «Посуда».

  1. «Назови часть посуды».

У чайника есть  … (носик, ручка, дно, стенки, горлышко, крышка).

  1. «Какая посуда» (образование относительных прилагательных).

Из стекла — …  стеклянная.

Из фарфора — …  фарфоровая.

Из металла — …  металлическая.

3.«Что лишнее?» (развитие логического мышления, закрепление знания обобщающих слов).

Тарелка, ложка, блюдце.

Кастрюля, половник, кофейник.

  • «Кто больше?» (учить называть посуду и столовые приборы).

Назовите чайную посуду.

Назовите кухонную посуду.

Назовите столовую посуду.

Дети называют по очереди предметы посуды, выигрывает тот, кто больше назовет слов.

  • «Скажи наоборот» (подбор антонимов).

Чистый стакан — …   грязный стакан.

Мокрая ложка — …   сухая ложка.

Глубокая тарелка — …   мелкая тарелка.

  • «Сравнение предметов по внешнему виду».

Детям предлагается сравнить два предмета по внешнему виду. Например, тарелку и блюдце:

Тарелка большая, а блюдце маленькое.

Тарелка белая, а блюдце голубое.

  • «Из чего приготовили?» (употребление Р.п. имени сущ.).

Дети должны определить, из чего приготовлено то или иное блюдо.

Например: Каша  — из молока, крупы, сахара, масла.

  • «Исправь предложение» (развитие логического мышления, умения строить правильную фразу).

Эту игру рекомендуется проводить в то время, пока накрывают на стол.

В тарелку наливают компот.

В чашку наливают суп.

Ложкой едят компот.

Вилкой едят суп.

  • «Закончи предложение» (накопление глагольного словаря).

Суп …    варят.

Котлеты …    жарят.

Пирожки …    пекут.

Следующий режимный момент прогулка , он наиболее удачно подходит для отработки следующих лексических тем : «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Деревья», «Птицы», «Животные», «Транспорт», «Зимние забавы», «Насекомые».

На прогулке можно использовать ранее перечисленные игры и лексикограмматические упражнения, но в пределах нужной темы. Особенно прогулка благоприятна для проведения пальчиковой гимнастики, игр на развитие слухового внимания, речевого внимания, игр, направленных на формирование правильного звукопроизношения.

Приведем пример  игры.

Игра «Мяч».

Цель: автоматизация звука С в словах, предложениях.

Ход игры: Дети стоят по кругу, играют в мяч.

Мячик мой, лети высоко (бросок вверх), По земле беги скорей (катят мяч по земле), Скок об пол, смелей, смелей.

Как развивать речь малыша

Речь любого человека осуществляется очень сложным анатомо — физиологическим аппаратом. Он состоит из центрального органа — головного мозга и периферических органов речи: органов слуха, дыхания, голоса, артикуляции. Все эти органы под воздействием центральной нервной системы взаимодействуют друг с другом, и каждый из них играет свою определённую роль. Нарушение одного из них отражается на деятельности остальных.  Для становления речи период от 0 до 5 лет является определяющим. В это время интенсивно развивается мозг и формируются его функции. И именно в этот период функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке. Без тренировки развитие этих функций задерживается и даже может остановиться навсегда.

Критическим периодом развития речи является возраст до 3 лет. У ребёнка заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, он накапливает большой словарный запас, овладевает главными формами родного языка. Если малыш родился и развивался без патологий, но родители мало уделяли внимания развитию речи, то в дальнейшем будет очень трудно наверстать упущенное время. Задержка речевого развития на начальных возрастных ступенях не может быть компенсирована впоследствии.

Формирование речи — длительный и сложный процесс. Родители должны помочь развить речь своему ребёнку.

СОВЕТЫ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  • С момента рождения малышу важно слышать полноценную, правильную речь близких людей, видеть их лица, наблюдать за правильной артикуляцией.
  • Многократно называйте свои действия, предметы домашнего обихода.
  • Чаще берите младенца на руки, пеленайте, кормите — ему необходим постоянный телесный контакт с матерью.
  • Ребёнок заговорит только тогда, когда его захотят слушать.
  • Нужно всячески поощрять попытки ребёнка заговорить.
  • Нужно говорить с малышом короткими фразами, медленно.
  • Нельзя «сюсюкать», говорить «детским языком» и позволять это делать другим.
  • Хорошо читать ребёнку каждый день и не отказывать, если малыш попросит прочитать полюбившуюся книжку ещё раз.

Важно развивать любопытство, стремление задавать вопросы. Для этого отвечайте на каждый детский вопрос.

Любите своего ребёнка и не сравнивайте его с другими детьми.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ –  это важно знать!

Развитие речи ребенка — один из самых волнующих вопросов для родителей. Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка.

Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью для данного возраста,  что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам. Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка и в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность Вашего ребенка Период  младенчества.

Уже с первых месяцев жизни посредством непосредственно-эмоциональной формы общения с окружающим миром у ребенка складывается коммуникативная потребность: интерес к взрослому, эмоциональное отношение к нему, формируется избирательное внимание к речи окружающих.

В норме у ребенка в 2-3 мес. появляется гуление. Оно приходит на смену крику. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией. В 7-9 мес. появляется лепет. Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».

К концу первого года жизни в эмоционально значимой ситуации малыш выражает свои желания, намерения речевыми средствами. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов. Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «баба», «дядя», бах, ав-ав, би-би, на, дай, там, и т.д.…

  • год После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов. Ребенок в процессе общения просит, указывает, требует и сообщает. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. К полутора годам дети могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие их двух и трех слов.
  • года У большинства детей к празднованию второго дня рождения или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи. Быстро увеличивается его словарный запас (к 2 годам активный словарь составляет 300-400 слов), слова приобретают обобщающее значение, появляются глаголы и другие части речи, которые употребляются в различных грамматических формах, предложение состоит из нескольких слов. К концу второго года жизни речь становится основным средством общения.
  • года На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают значение слов большой, маленький. У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова. К трем годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начищает использовать развернутые предложения. К трем годам ребенок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения.
  • года В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит свистящие и шипящие звуки . Исчезает смягченное произношение согласных.
  • лет К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе. ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

в дошкольном возрасте:

  • Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков
  • Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове
  • Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов
  • Неправильное грамматическое оформления высказывания.
  • Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания
  • Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов

Уважаемые родители!

В данной теме представлены показатели развития речи в разные возрастные периоды. Это возрастные нормы, на которые ориентируются специалисты при определении уровня речевого развития ребенка. Это усредненные нормы. К ним надо стремиться и ориентироваться на них. Но это не значит, что все показатели обязательно должны быть именно такими. Ваш малыш неповторим. Он имеет право развиваться в своем темпе. Ваша задача, как родителей, помочь ему двигаться в нужном направлении, и при необходимости вовремя оказать ему нужную помощь.   

НО: Если Вы заметили те или иные значительные отклонения в речевом развитии ребенка – ДЕЙСТВУЙТЕ! Возможно, Вашему ребенку необходима помощь специалистов: логопедов, дефектологов, неврологов, детских врачей – психиатров.

Помните о том, что любое нарушение всегда легче вовремя предупредить, чем исправлять!

Чёткая речь дошкольника желанна для многих родителей.  

В период освоения речи произношение малыша всегда несовершенно. Это обусловлено, во-первых, недостаточной развитостью движений речевых органов (языка, нижней челюсти, губ, мягкого нёба), и, во-вторых, находящимся ещё в процессе формирования фонематическим слухом. (Фонематический слух — это способность воспринимать все звуки речи и различать сходные по произношению или по звучанию звуки).

К старшему дошкольному возрасту в норме все эти несовершенства уходят сами собой, ребёнок осваивает произношение всех звуков и правильное использование их в словах. Но бывает и так, что  звуки у детей и в старшем дошкольном возрасте искажаются или заменяются другими, более лёгкими звуками, или пропускаются в словах. 

Что может помочь ребёнку эффективно овладеть звукопроизношением, как на этапе естественного освоения — в младшем дошкольном возрасте, так и в случае необходимости коррекционных занятий в старшем дошкольном возрасте? Увлекательным и действенным методом будет артикуляционная гимнастика.

С помощью артикуляционной гимнастики тренируются правильные полноценные движения речевых органов, которые необходимы для правильного произношения звуков. По-другому, её можно назвать «зарядкой для язычка» и легко сделать любимой и весёлой игрой для малыша.

Каждое из упражнений имеет своё образное название, в занятиях с ребёнком родители могут использовать его или придумать своё, более подходящее. Названия позволяют превратить артикуляционную гимнастику в игру, заинтересовывают и увлекают ребёнка. Ещё лучше, если мама придумает целую сказку о весёлом выдумщике язычке, которому не сидится на месте.

Выполнять гимнастику нужно ежедневно, в течение времени, которое понадобиться, чтобы все звуки произносились ребёнком верно. Не обязательно делать все упражнения за один раз. Достаточно уделять гимнастике 3-5-8 минут за один раз. Если ребёнок хочет больше — на здоровье! Повторите каждое упражнение по 8-10 раз. Уделите внимание организации гимнастики: она должна проходить перед зеркалом (ребёнок должен видеть, как выполняет родитель данное упражнение и как он сам), в увлекательной форме

(постарайтесь заинтересовать ребёнка, не принуждать его, чтобы с речевыми движениями не ассоциировалось негативное настроение), к каждому упражнению постарайтесь подобрать, соответственно названию, игрушку (для детей 5-7 лет — картинку), небольшое стихотворение, в 2-4 строчки.

Итак, упражнения:

       «Блинчик»

Улыбнуться. Открыть рот. Положить широкий и расслабленный язычок на нижнюю губу и удерживать его 10 секунд. Внимательно следить за тем, чтобы язычок был максимально расслаблен, не подрагивал, верхняя губа не касалась языка.

       «Чашечка»

Улыбнуться. Рот широко открыть. Положить широкий и расслабленный язычок на нижнюю губу. Приподнять передний и боковые края языка к верхним зубкам, в форме чашечки, не касаясь верхних резцов. Удерживать язык 15 секунд.

         «Иголочка»

Открыть рот. Сильно высунуть напряжённый, узкий и острый, как колючая иголочка, кончик языка из ротика, не касаясь им губ. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

     «Сердитая кошечка»

Приоткрыть рот. Широкий кончик язычка свернуть рулончиком и прижать к нижним зубкам изнутри. Спинку языка приподнять, а боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении 10-15 секунд.

        «Часики»

Улыбнуться. Приоткрыть рот. Высунуть узкий, напряжённый кончик язычка и медленно передвигать его от одного уголка рта к другому, изображая маятник часов. Упражнение сопровождается словами взрослого: тик-так. Время выполнения – 20 секунд.

        «Лошадка»

Открыть рот. Пощёлкать кончиком языка за верхними зубами, как цокает копытами лошадка, присасывая его к нёбу. Нижняя челюсть и губы не двигаются. Темп пощёлкивания можно изменять: медленно – быстрее – очень быстро. Повторить 10 -15 раз.

         «Грибок»

Открыть рот. Присосать широкий кончик язычка к нёбу всей поверхностью. При этом нижнюю челюсть сильно опустить вниз, натягивая подъязычную связку.

(Язык – шляпка гриба, уздечка – ножка.) Повторить медленно 10 раз.

       «Качели»

Открыть рот. Узкий, остренький язычок высунуть изо рта и поочерёдно тянуть то к носу, то к подбородку. Затем кончик языка спрятать в полость рта, поднять его вверх, поставить на бугорки, за верхними зубами, затем опустить за нижние. Повторить 15 — 20 раз.

 «Вкусное варенье»

Приоткрыть рот. Высунуть широкий язычок, облизать верхнюю губу сверху вниз («слизать варенье») и спрятать обратно в рот. Губы и нижняя челюсть не двигаются. Повторить медленно 10 раз.

«Змея»

Открыть рот. Напряжённый, острый и узкий язычок сильно высунуть изо рта, а потом убрать вглубь рта. Повторить медленно 15 раз.

       «Колесо»

Приоткрыть рот. Облизать верхнюю, затем нижнюю губу по кругу — несколько раз по часовой стрелке, потом несколько раз против часовой стрелки. Повторить медленно 10 раз.

       «Катушка»

Приоткрыть рот. Исходное положение — упражнение «Сердитая кошечка». Кончик языка постоянно упирается в нижние зубы изнутри, а широкий язычок «выкатывается» изо рта и прячется. Повторить 15 раз.

Желаем чёткой речи Вашему ребёнку